Я не так давно посмотрел два фильма из новинок. "Интерстеллар" Нолана и "Солнечный удар" Михалкова (ага, я бы еще "Горько! 2" посмотрел ради пущего контраста). И мне ожидаемо понравился первый и не понравился второй. Но мне захотелось отменить эту предсказуемость и найти что-то хорошее во втором и не вызывающее доверия в первом. И это достаточно быстро сформулировалось.
Что хорошего, как мне кажется, в "Солнечном ударе":
1. Обилие символов, которые одно удовольствие интерпретировать. Если проследить за приключениями часов главного героя и понять, что они - вполне логично - означают "время" (которое делится для Михалкова на "старое", дореволюционное, и "новое", которое отдано на откупкровавой гэбне большевикам), то можно увидеть вполне эстетично скрытый подтекст.
4. Пусть будет еще один хороший пункт. Композиция хороша. Концовка в лучших традициях трагедии аристотелевских времен. "Узнавание", все дела.
Что сомнительного, как мне кажется, в "Интерстелларе":
1. Сентиментальность, которая настолько бьет по зрителям, что выжимает их слезы на грани с топорной манипуляцией чувствами.
Что хорошего, как мне кажется, в "Солнечном ударе":
1. Обилие символов, которые одно удовольствие интерпретировать. Если проследить за приключениями часов главного героя и понять, что они - вполне логично - означают "время" (которое делится для Михалкова на "старое", дореволюционное, и "новое", которое отдано на откуп
2. Гармоничная картинка, игра - не без символизма - с цветовыми гаммами, хотя этим эстетическим решениям уж сто лет в обед. Ну и "вступление" вполне так красиво-философично.
3. Бунтарство и хулиганство режиссера, который, вроде как, крайне признанный, прогосударственный до тошноты и так далее. Снять по Бунину Анти-Бунина! Настолько опошлить постельную сцену! Использовать в качестве символов птичьи фекалии! Да вы, батенька, постмодернист и анархист, а никакой не барин.
4. Пусть будет еще один хороший пункт. Композиция хороша. Концовка в лучших традициях трагедии аристотелевских времен. "Узнавание", все дела.
Что сомнительного, как мне кажется, в "Интерстелларе":
1. Сентиментальность, которая настолько бьет по зрителям, что выжимает их слезы на грани с топорной манипуляцией чувствами.
2. Американцы, американцы, американцы. Везде их флаг. Везде – они. Подождите, а что произошло с остальным-то человечеством в этом кошмарном постапокалипсисе? Лично мне интересно.
3. Какая-то невыразительность с, например, второстепенными персонажами – членами "Эндюранса". Во-первых, о них забывают ровно тогда, когда они погибают. В контексте гуманистического настроя фильма смотрится странно, что главные герои не смогли испытать каких-нибудь чувств относительно их утраты. Во-вторых, как персонажи они вполне себе картонные. Хватило бы пары деталей, чтобы они стали чуть живее – это я о том, что не в нехватке экранного времени этого эпического полотнища дело.
4. Ну и картинка будущего. Космические путешествия – это, казалось бы, поход в неизвестность, но человечество, когда Купер просыпается, только понаставило новых телеков в квартиры да играет в бейсбол (и наверняка еще и ест попкорн, как в начале повествования). Ну это ладно. Выжили – и хорошо.
Так вот, на самом деле, "Интерстеллар" мне понравился, а "Солнечный удар" – нет. Потому что первый – это хорошая, годная фантастика, небессмысленная, с завораживающей визуализацией кротовых нор и... разверткой пятимерного куба на трехмерный, прости господи. А второй – очередное идеологическое творение пропутинского функционера.
Но, мне кажется, такие упражнения в том, чтобы избегать идеологии внутри себя, полезны.
А о "Солнечном ударе" ничего не знаю.
Как посмотрю-вернусь