Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:04 

Я решился пройтись по жанру new weird, раз уж так хорошо сошлось с Мьевилем, и наткнулся на такого писателя, как Джефф Вандермеер. А именно, на его книгу "Город святых и безумцев". Сначала я даже не был уверен, что дочитаю: тягучие описания выдуманного города Амбра, который вполне мерзок - даже больше, чем Нью-Крюбозон Мьевиля - казались слишком выспренными, слишком нарочито-отталкивающими.
Но все же мое внимание автор удержал, а потом я уже не мог оторваться. Главным сюрпризом было то, что это не просто сборник рассказов о вымышленном мире, а крайне модернистский текст.
Первой частью был действительно рассказ. Дальше шла краткая историческая хроника основания города в духе научно-популярной брошюры. А дальше - еще рассказы, вырезки из искусствоведческой статьи, "небольшая монография", глоссарий... Да и какие рассказы-то: один из них рассказывает о писателе, который выдумал Амбру и теперь сидит в психбольнице. Но не потому, как выясняется, что он верит в реальность Амбры, когда ее не существует - потому, что он верит в реальность Чикаго, а сам сидит в амбрской психушке.
Прибавьте к этому внезапное появление Набокова (под именем Сирин) в вымышленной реальности в качестве писателя и автора одного из рассказов.
В общем, Вандермеер знатно порадовал меня как читателя.

22:25 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
19:32 

В этом месяце выходит на русском языке "Railsea" Чайны Мьевиля. Перевели название не то чтобы самым очевидным (наверное, так бы было "Рельсовое море" ), а скорее самым простым образом: "Рельсы". По звучанию, так сказать. И вполне вероятно, что автор знал русское слово. Аннотация обещает, что в тексте присутствует отсылка к Стругацким, да и вообще много что обещает.
Я успел всерьез заразиться этим экспериментатором от литературы. Начав с "Кракена" в мае, если память не подводит, я прочитал потом "Город и город", "Посольский город" и "Вокзал потерянных снов". Первую и вторую книгу одолел в Саратове, третью в поезде, который вез меня в Питер, в самом Питере и в Карелии. Последнюю страницу перелистнул сидя в палатке. А четвертую порционно читал с телефона, со скрипом перейдя на этот формат, в основном по утрам и вечерам в метро.
Что я хочу сказать.
Весь этот сбивчивый пересказ прочитанного и впечатлений от него - непонятно к чему получился. Возможно, я напишу потом что-то более концептуальное или структурированное. Например, объясню, что мне все-таки нравится во всем вышеперечисленном :)

10:57 

Кстати говоря, об исповеди. Там есть ее образец (и не один), а еще "перечень грехов в помощь кающемуся". Очень познавательно, но в первую очередь смешно и диковато.
Я не все изучил, но меня уже поразили грехи многоспания, долгоспания (да, видимо, это разные вещи), задорности и мечтательности.
Зато есть красивое словосочетание "скитание помыслов".

22:18 

На самом деле я очень много постов пишу в голове.
Я вообще часто думаю так, как будто излагаю на бумаге или в компьютере. Такая привычка.
Но, в общем, все застревает на уровне моих внутренних диалогов. А то я бы тут исповедовался и исповедовался :)

16:23 

Излишки производства на моей работе - это тексты, которые я откапываю в Интернете и которые меня поражают.
Вот свежий пример.

читать дальше

14:16 

Я наконец-то посмотрел всего "Гарри Поттера".
Детство и юношество я провел без этих книг и почти без фильмов (смотрел в процесса выхода на экран первые три части, но при этом смутно помнил события предыдущих).
Мне понравилось.
Мои фавориты - это Грюм и Полумна, отчасти и сверхпопулярный среди фанатов Северус. И дементоры. Дементоры хороши.
Я понимаю, что такому куда проще найти во мне отклик, чем модной ныне "Игре Престолов". А все почему - и написано оно крайне талантливо, и снято соответственно, но... в фэнтези я ценю его происхождение из сказки, а Мартин сделал страшное: довел до предельного реализма то, что не должно быть реалистичным.
А в "Гарри Поттере" я даже готов был смириться с такими дурацкими вещами, как идеально персонифицированное зло и логические несостыковки. Потому что это настоящая сказка. А я их люблю.

12:46 

Позавчерашний концерт не мог не удасться для меня, потому что Федоров - мой любимый русскоязычный исполнитель на нынешний момент. Даже то, что он на первых - нет, скорее вторых - порах сбивался, внезапно обрывал песни или забывал слова (что было особенно внезапным на песне "Конь" по Введенскому - нет, даже скорее на "Птице", которая чертовски известна) стало не слишком удручающим фактором.
Тем более на контрасте чувствовалось то, насколько гениально все в целом.
Ничто не прозвучало фальшиво, даже там, где он будто бы экспериментировал на ходу.
Я неравнодушен к исполнению, когда из голоса солиста получается инструмент: то, что Федоров делает с собой на сцене, когда просто сидит на стуле с гитарой, - это завораживает. Шаманство. И все это камлание - извлечение звуков, которые слушал еще лет восемь назад в наушниках, иногда со стопроцентным попаданием, гармоничных в своей иррациональности.
При этом требуется немалая самоотдача. Не представляю, как можно выдержать двухчасовой концерт. Еще когда я смотрел разные видео с Федоровым, заметил, насколько он пропитывается потом на сцене: видно, как он горит своей музыкой.

00:08 

Из последних новостей.

  • Я царь, я раб, я червь, я бог.
  • Я продолжаю быть в Питере и работаю копирайтером уже четвертую неделю, чувствуя, как внутри меня болит родная речь.
  • Я живу в коммуналке с добрыми узбеками (да, я упоминаю национальности людей, что выдает мою кошмарную националистическую сущность, разумеется).
  • Я договорился с одной девушкой основать театр абсурда, но она скрылась за пределы видимости - как обычно происходит, когда я встречаю людей, которые могли бы стать единомышленниками в крутых делах.

22:16 

Взял билет на Леонида Федорова на 7 августа. Думаю, это станет главным откровением среди всех моих посещений концертов.
А еще работаю, уже третью неделю. Но об этом как-нибудь в другой раз)

18:02 

Бывает, листаешь книгу и натыкаешься на какой-то отрывок, который сразу западает в душу. Хотя, может быть, ты это произведение целиком никогда и не прочитаешь. У меня так года четыре назад получилось с Юрием Ковалем, когда работал в книжном. Я тогда купил этот его сборник, но целиком ни одно произведение не прочитал. (Эх, я. А, кстати говоря, "Суер-выер" абсурден почти в том же смысле, в котором мне нравится.)


А вчера наткнулся на чей-то пост, где в странной манере в одном отрывке сочетались Свидригайлов и Миядзаки. И сейчас не могу найти. Зато реклама в Яндексе мне сообщила: "Все плохо и уныло? Зайди на наш христианский сайт". Наверное, это из-за персонажа из Достоевского. А еще предложила паука купить, уже бегу.

22:31 

Я знаю, что для меня является высшей целью человеческой жизни. Ну, не критерием, прожита жизнь зря или нет (глупая постановка вопроса), а ориентиром, регулятивной идеей поведения, что ли.
Это обогащение человеческой культуры.

Я вот недавно прочитал "Посольский город" Чайны Мьевиля, а там описана целая раса разумных существ, которая помешана на Языке (с большой буквы, да). Их сознание структурировано таким образом, что они могут говорить только то, что считают истиной, то есть то, что связано с реальностью. И чтобы мочь пользоваться художественными средствами выразительности, а не просто излагать факты, им приходится менять реальность.
Например, они могли заставить человеческого ребенка каждую неделю плавать с рыбами. Чтобы потом иметь возможность говорить: "это как тот мальчик, который каждую неделю плавает с рыбами". Другую девочку тоже сделали сравнением - "это как та девочка, которая, превозмогая боль, съела то, что ей дали".
Потом появилось сравнение "это как тот мальчик, который каждую неделю плавал с рыбами, а потом умер".
В общем, эти ребята постоянно трудились над расширением возможностей своего мышления (потом у них совсем сдвиг по фазе случился, но речь не об этом).

И в нашем мире меня интересовали и интересуют как раз такие люди. Не было бы Кафки - не было бы "кафкианского". И так далее. Писатели, живописцы, философы, ученые - они кажутся мне состоявшимися тогда, когда им удалось добавить к этому миру не просто "сына, дерево, дом", не просто новые картины, книжки и прочее, а особый способ мышления.

Опять я все о том же, угу.

16:46 

Пожалуй, уже можно сказать, что я переехал в Петербург.

01:28 

lock Доступ к записи ограничен

Закрытая запись, не предназначенная для публичного просмотра

URL
23:17 

У меня обострение графомании, и поэтому тут воцарился такой текстовый трэш: то общественные посты из другого блога, то рассказец, то псевдофилософская запись.
И много о чем еще хочется написать, но все какое-то не столь важное, а то, что важное - не могу сформулировать.
Ну, например (это серединный случай), я недавно видел человека на уницикле. В Саратове, хотя и на проспекте - а это самая "яркая" наша улица в плане людей - он выглядел совершеннейшим пижоном. И я подумал, что в Питере такая картина мне показалась вполне нормативной. Там я как раз впервые увидел это чудо техники, кстати.
Наверное, в том числе и поэтому мне хочется там жить.
Потому что грань между самовыражением и пижонством тонкая. Но в восприятии людей она сдвинута бывает совершенно по-разному.
Я вот помню, как ходил на киноклуб в свое любимое антикафе (debugger, как раз то, которое тебе не по душе - "Темная сторона" ;) ) на "Алису" Шванкмайера. И во время обсуждения высказал внезапно возникшую мысль, что у чешского режиссера, в отличие от Кэрролла, девочка попадает не в Страну чудес, а в саму книгу "Алиса в Стране чудес". Недаром там столь обильно присутствуют всяческие канцелярские образы, да и Алиса не прыгает в нору, а забирается в письменный стол.
И когда мы возвращались из киноклуба с дамой, которая пусть останется неназванной, она заявила, что у меня выступление было очень... показушное? Пафосное? Не помню точно определения.
Я очень удивился. Наверное, это еще и больная тема - все, что я люблю, что связано с Алисой и вообще. Но, конечно, и слова в мой адрес задели.
И я вот думаю, что это бывает из-за недостатка эмпатии: когда нам кажется что-то выспренным, оно может быть очень искренним, просто непонятным нам.
С другой стороны, людей может действительно интересовать внешний эффект больше, чем наблюдателей (я бываю демонстративным, согласен): они это чувствуют и их это коробит.

18:06 

Кросспост №3. Каждая кухарка должна уметь стрелять

Что такое зло? Философ Ханна Арендт показала, по следам суда над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, что самые заурядные люди оказываются виновниками массовых убийств. Не суперзлодей и не сумрачный гений отвечал за «окончательное решение еврейского вопроса». Обычный карьерист, примерный семьянин, характер, конечно, нордический.

Я вспомнил об этом вчера в совсем неподходящих, вроде бы, условиях. Редакция меня отправила на задание в один разбитый дворик, жильцы которого жалуются на бездорожье, запущенную детскую площадку и прочие беды, являющиеся скорее правилом, чем исключением в наших реалиях. Перед тем, как позвонить встречавшей меня жительнице, сам прошелся по двору: асфальта, конечно, нет, но если сравнить эту беду с той, о которой я писал на прошлой неделе — когда у людей не было в доме отопления всю зиму…

Но не думаю, что скепсис отразился у меня на лице. Невозмутимо я встретил женщину, от которой на несколько метров разило трамвайным хамством и гражданской активностью. С таким же каменным лицом выслушал, в какое болото превращается их двор после дождей и как молодежь (мифическая? реальная?) собирается снять об этой трясине ролик и отправить Путину.

читать дальше

10:05 

20:02 

Я наконец посмотрел "Братьев Гримм" Терри Гиллиама, хотя должен был это сделать, по идее, давно. Не только из-за режиссера, которого я то сдержанно уважаю (за "Воображариум доктора Парнаса", "Короля-рыбака" и "Двенадцать обезьян" ), то безоговорочно люблю (за "Монти Пайтон", "Бразилию", то, как он вел себя в шоу у Урганта даже). Но и из-за мрачной сказочности, атмосфера которой там должна была воссоздаться как она есть.
И да, ожидания меня не разочаровали.
В сумрачное повествование, местами крайне эстетично снятое, еще и примешали королевскую порцию абсурда, за что Гиллиаму отдельное спасибо, хотя - как бы у него вышло иначе?
На кинопоиске ругают, не замечая мастерского глумления над штампами и тонкой игры на грани фола (Гиллиам будто сдерживается, силясь не превратить высокобюджетный сказочный блокбастер то в жутчайший хоррор, то в балаган). Ну хотя это просто особая эстетика. Мне она близка.

Еще я подсел на сериал "Ганнибал", который для меня довольно быстро кончился, а третий сезон выходит этим летом. На каких-то эпизодах я уже был готов его бросить (да и бросил - пару лет назад где-то на пятой серии), мне казалось избыточным количество смертей и явная причасть к ним Лектера: ну, по фильмам он для меня был не убийцей невинных, которому иногда просто хочется "поиграть", а все-таки человеком чести и строгих нравственных принципов. Как было сказано в этом же сериале, убивающим тех, кто излишне груб, глуп и прочее.
Напрягли и логические несостыковки. Старик вкапывает тяжеленный столб без видимых сообщников и технических средств, юноша нацепляет на себя звериную челюсть и кусает ею с фантастической силой. Коробит дико.
Но своя эстетика есть: трансгрессивная и концептуальная жестокость, обаятельный - несмотря ни на что - гурман, эстет и джентльмен Лектер, ночные кошмары, красота пейзажей... и лес, да, жутчайший лес.

15:55 

У меня есть билет в Петербург в один конец. На 16 июня.
Весело было, когда оказалось, что с кошкой в северную столицу проехать прямым поездом невозможно. Не то чтобы совсем, но... Необъяснимые силы, о которых молчат сотрудники РЖД, скрывают от саратовцев таинственный "вагон №6", который формируется в Астрахани, и билеты в нашем городе оказываются на него недоступны. А это — единственный вагон, где можно ехать с кошкой.
Получилось, что едем через Москву. Причем, кстати, вдвоем: Катя прибудет в Петербург на два дня позже, так что заботы по успокоению животного легли на мои мужские плечи. Это вам не холодильник сверлить (ну, одно из недавних моих брутальных дел).

13:14 

На этот раз будет кросспост из газеты. Так-то у меня выходные, но редакция не отпускает, сегодня вот в преддверие известного праздника попросили что-то о родственниках, которые прошли через войну. Я нашел воспоминания дедушки и совсем немного их обработал.


Палингенесия

главная