Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
01:46 

А вот отрывок из письма маркиза де Сада (некоей его поклоннице Марии-Доротее де Руссе):

читать дальше

01:14 

Прошу прощения, сейчас будут издержки моей работы журналистом.

В проекте "Этического кодекса участников процесса образования Саратовской области" следующее нашел:

"Участник образовательного процесса рассматривается в первую очередь как личность, создающая свой человеческий потенциал..."

Это по-русски написано, да?

16:58 

Обсуждение вчера, кстати, прошло хорошо.
Было немного и маразма: например, осудили мое название те же самые люди, которые его предложили на заседании кафедры три года назад.
Но в целом все в порядке, теперь доделываю текст за полторы недели и провожу второе обсуждение.
Выпускаюсь из аспирантуры и ухожу в свободный полет... а, нет, надо же еще защититься.

Говорили и разные приятные вещи: Богатов пил за то, чтобы я не бросал занятия философией, а декан сказал, что я имею талант погружаться глубоко, но не сходить с ума оставаться "тепплокровным", как кит.

Ну, что ж.
После такого хочется уходить на глубину - но уже на настоящую глубину.

01:06 



Я еще утром переслушал эту песню и обнаружил для себя еще один ее смысл, заключающийся в том, что любой такой праздник - это "хлеб и вода", а "праздник сердца и души" - это такая ирония, потому что речь о плоти.
Я понятия не имею, что имел в виду автор и таких вопросов не задаю. Просто.

00:52 

Еще я, правда, не могу не процитировать: спор метафизика/диалектика глазами Сталина))

"Я вспоминаю русских метафизиков 50-х годов прошлого столетия, которые назойливо спрашивали тогдашних диалектиков, полезен или вреден дождь для урожая, и требовали от них “решительного” ответа. Диалектикам нетрудно было доказать, что такая постановка вопроса совершенно не научна, что в разное время различно следует отвечать на такие вопросы, что во время засухи дождь – полезен, а в дождливое время – бесполезен и даже вреден, что, следовательно, требование “решительного” ответа на такой вопроса является явной глупостью".

"Хотелось бы, естественно, узнать имена этих потрясающих метафизиков и диалектиков", как пишет Вайскопф.

00:19 

Иду я мимо администрации Заводского района, а там плакат висит: "С праздником, дорогие заводчане!" И праздничная иллюминация на здании.
И сейчас-то понятно, о каком празднике идет речь - о прошедшем дне города. Но штука в том, что плакат этот не снимают, кажется, никогда. И "иллюминацию" тоже.

А иду я в Ашан, чтобы купить продукты к завтрашнему фуршету в честь первого обсуждения диссертации на кафедре. Накануне мне позвонил научный руководитель и сказал, что есть такая традиция - не только в день защиты устраивать банкет, но и на первом обсуждении... чаепитие. Нехорошо будет не поддержать традицию, правильно? Узнайте, Кирилл, у секретаря, что требуется.
Секретарь ответа не дает, но от коллег я узнаю, что к чаю требуется нарезка сыра, колбасы, красной рыбы, коньяк и водка или коньяк и вино. Еще можно красной икры. Во сколько им обошлось? Ну, один аспирант говорит, что в две-три тысячи рублей, другая аспирантка - что в семь, если считать подарки рецензентам.
И меня, конечно, целый день одолевают вопросы.
Главный вопрос: почему я все-таки это делаю? Что за малодушие считать, что если я не поддержу систему в этом ее ритуальчике - получу проблемы с защитой, что для меня сейчас важно? Почему мне, в конечном счете, важна так эта защита, если приходится переступать через чувство гадливости?

Другой вопрос более теоретического толка и связан с этим самым "вечным праздником" "заводчан", саратовцев и русских, - ага, впору рассуждать о национальной душе.
Если на каждом заседании кафедры есть обсуждение диссертации, а все, как я, - унылые конформисты, то профессура балует себя армянским коньяком и красной рыбой на халяву не так уж редко.
Гашение мерзости в себе и вокруг вечным праздником?
Страдать и веселиться? Вот она, русская душа?

02:49 

- Я бывал в стране, в которой люди говорят друг с другом не так, как мы с тобой. Это сложно объяснить. Они пользуются тем, что мы можем назвать телепатией, но речь у них не состоит из слов или звуков. Они общаются друг с другом вкусовыми ощущениями. Один вкус - как наше слово, а его оттенки - интонации, нюансы смыслов, косноязычие или ораторское мастерство говорящего... Если собеседник зол на тебя, на твоем языке оседает горечь степных трав; милые разговоры с дамами - как посещение кондитерской со сдобой и шоколадом... Их поэзия лишена рифм: в ней нет никаких повторов, скорее это джазовая мелодия с ее импровизациями, с неожиданными переходами из одной темы в другую, когда нельзя предугадать ни следующий поворот течения, ни исход всей мелодии. И то же самое - признание в любви, только за одно-единственное мгновение.

02:33 

Я решил транслировать сюда еще записи из своего блога в smartprogress, раз уж мне предложили ;) Там есть цель, связанная с постижением книг по списку Бродского и фильмов по списку ВГИКа.

читать дальше

@темы: smartprogress

18:45 

Начну лытдыбр с того, что я теперь - журналист. Причем штатный.
Три статьи я накропал за период своей внештатной работы, а с тех пор - то есть со вторника - подготовил еще три материала.
Можно сказать, теперь есть уже небольшой опыт, если учесть, что дважды я публиковался в совсем юные годы.
Все это меня крайне удивляет, потому что журналистика в первую очередь у меня плотно ассоциируется с профессией бывшей жены. И ничего хорошего в этой связи моя память не сохранила. Разве что некоторые сведения, ставшие теперь полезными.
Но одновременно с этим "корреспондент" - это еще и профессия дедушки, почившего задолго до моего рождения; он, помимо этого, еще писал прозу и стихи. Мне много раз говорили, что такая тяга мне от него и передалась - через дядю, недавно, кстати, написавшего роман (мне стыдно, что я до сих пор не читал его - хотя мама присылала - и знаю только то, что это вариация на тему "Фауста"/"Мастера с Маргаритой"/прочих посещений дьяволом нашей планеты). Нет, он вроде бы не опубликовался, хотя наверняка мог. Да хоть даже на собственные деньги издать - он так-то в налоговом министерстве работает в Москве.
В общем, я отнесся к своему выбору и несерьезно, и серьезно. Мне нравится производить текст - не только в соответствии со своими внутренними критериями, а вообще. Возможно, через какое-то время мне надоест писать об условиях ЖКХ, отвлекаясь на пропагандистские статейки - но это будет опыт, который станет достаточным поводом устроиться получше.

Вместе с этим я все еще хочу писать роман. Описываю мир, раскрываю для себя сюжет и интриги, планирую сегодня сесть за начало. И для упорядочения вот этого моего "планирую", которое в моих устах/из-под моих пальцев должно восприниматься иронически - я зарегистрировался вот здесь.

Ну и хватит уже о себе, что ли.

23:45 

Большое количество зла исходит от неверной оценки себя, искаженного восприятия. И я вижу тут два полюса.

Во-первых, самоуверенные бульдозеры, которым усомниться в собственной правоте - это нужно очень постараться. Я бы не сказал, что они обязательно возвеличивают себя, страдают манией величия и так далее; нет, им достаточно, вообще не задумываясь о собственной ценности, просто транслировать через себя "как надо". Или "я хочу". Это "я хочу" - важнее какого-то абстрактного "я". Я хочу жрать, я хочу спариваться - дай мне это! Или: Так надо - счастье женщины в материнстве (сюда можете подставить что угодно на свой вкус). Не такая уж большая разница, надо сказать.

И есть, во-вторых, люди, излишне концентрированные на себе, и их отношение к себе колеблется от уничижительного до болезненно-самовлюбленного, от мнительного до горделивого. Если у первых все хорошо с волей, но страдает интеллект, то у вторых - все наоборот. Они очень чувствительны, и поэтому чутко реагируют на любую несправедливость, которую видят вокруг - но именно из-за этой чувствительности сами часто обижаются, занимаются самобичеванием или ощетиниваются так, что демонстрируют неиллюзорную злобу. Их "эго" то сжимается до "ничто", до вырастает до главного в мире объекта. Поэтому они крайне непоследовательны и часто аморальны.

В общем, ни первые, ни вторые не способны на справедливость, и что с первыми, что со вторыми очень сложно общаться.
Поэтому первым делом нужно ставить себя на место.
Никто не безгрешен, не ничтожен, не абсолютен. Каждый имеет право на уверенное мнение, но обязан его пересматривать. Каждый волен делать со своей жизнью что хочет, но уважать желания других.
Как-то так, по-моему.

16:43 

20 книг, которые нужно прочитать, чтобы быть со мной на одной волне

Решил поддаться и участвовать во флешмобе с таким названием. Что ж, вот они.

1. Льюис Кэрролл "Алиса в стране чудес", "Алиса в Зазеркалье".
2. Льюис Кэрролл "Охота на Снарка". Безусловно, они приходят на ум в первую очередь, и я решил их разделить вот так, на две книги.
3. Ролан Топор "Принцесса Ангина".
4. Эдвард Лир "Большая книга чепухи" (есть такой исчерпывающий сборник).
5. Собрание сочинений Даниила Хармса (могут уместиться под одной обложкой).
6. Эжен Ионеско "Лысая певица" (у меня книжка, в которой еще "Носороги" и "Урок" ).
7. Макс Фрай "Книга для таких, как я" (на самом деле, тут может подойти и какая-нибудь книга из "Хроник Ехо" или "Сказки старого Вильнюса", но лучше пусть будет эта).
8. Н.В. Гоголь "Петербургские повести".
9. Туве Янссон "Все о Муми-троллях" (это вся серия в одном томе, да).
10. Сборник рассказов А.П. Чехова. Или пьес.
11. Томик трудов Фридриха Ницше, включающий "Об истине и лжи во вненравственном смысле", "О пользе и вреде истории для жизни", "Человеческое, слишком человеческое" и "По ту сторону добра и зла" (такого издания, впрочем, нет).
12. Рене Декарт "Размышления о первой философии".
13. Иммануил Кант "Критика чистого разума".
14. Жиль Делез и Феликс Гваттари "Что такое философия?"
15. Жак Деррида "Позиции".
16. Ролан Барт "Избранные работы. Семиотика. Поэтика".
17. Хорхе-Луис Борхес "Книга вымышленных существ".
18. Е.В. Клюев "Renyxa".
19. Дао дэ цзин.
20. Фрагменты трактата Гераклита.

@музыка: Dr. Jeffrey Thompson - 20 Minute Nap

12:00 

Вчера вечером я прочитал одну феминистскую статью, и, наверное, зря я это сделал.
Называется она "Право на секс". Суть вот в чем: мужчины считают, что обладают привилегией заниматься сексом тогда, когда им захочется, - тем более, если у них есть девушка/жена. А женщины им потакают и соглашаются на секс даже без желания близости.
В статье все было мерзко: и предмет обсуждения, и пафос автора. Потому что явление-то не из приятных: ну ясное дело, что сексом нужно заниматься только при наличии желания! И то, что многие мужчины и женщины обладают столь искаженными понятиями (он думает, что имеет право при любых обстоятельствах, а она занимается любовью "через нехочу" ) , - это дико.
И, пожалуй, раз с этим вопросом дело обстоит так печально, это нужно обсуждать. Но автор развернула тему так, что у нее все мужчины получились насильниками (да, тут для красного словца были приплетены изнасилования и проституция), а женщины - невинными жертвами.

Можно, я думаю, развивать тему пола/гендера так, чтобы не впадать в домострой, феминизм, сексизм.
И все же для меня вопросы взаимоотношений - это вопросы союза двух свободных людей с головами на плечах. А проблемы с этой самой головой случаются с обеих сторон.
Но ведь и надо - избавляться от предрассудков, а не менять одни на другие.

15:14 

Я задумываюсь о ритуалах получения удовольствия. Не первый раз в жизни, правда, но - это выбивает почву из-под ног.
Потому что, если призадуматься, понимаешь, насколько удовольствие, которое получаешь от самых вроде бы простых вещей, - искусственно, сконструировано тобой самим.

Писали недавно, что в Великобритании стали выпускать часы для сладкоежек: такой механизм с обоймой шоколадных конфет, который раз в час выдает по дозе сладкого.

Но мы ведь и сами для себя - такие же механизмы. Особенно хорошо это могут понять курящие люди, пожалуй. Выдавать себе время от времени конфетку - мол, хороший мальчик/хорошая девочка, держишься же, несмотря ни на что (а если показал себя с лучшей стороны - так вообще возьми две) - это образ жизни. Общий для всех, так или иначе.
У кого-то табак, у кого-то выпивка, у кого-то шоколад, у кого-то шоппинг.
На самом деле - такое ли уж удовольствие - вдыхать в себя дым засушенных табачных листьев?
Я, который прямо сейчас, выпечатывая эти строки, его вдыхает - могу ответственно заявить, что нет.
Просто наладилась такая вот привычка, и ей было, чем себя легитимировать: стильность курения (тем более, трубки) - продукт культуры, который прочно обосновался в моей голове. В какой-то момент я полусознательно решил, что необходимо себя с этим образом время от времени связывать, чтобы получить удовольствие - и вот. Печатаю, а мой язык обжигается дымом.
Но я не к тому, что курить - это плохо.
Я прекрасно помню, как сознательно выбирал для себя любимый фрукт. Для простоты собственной идентификации. И побочным путем получил еще и возможность получить больше удовольствия от поглощения конкретного вида фруктов.
И так - со всем, только мы с различной степенью сознательности определяем себе тот или иной вид удовольствия.

Интереснее всего тут вопрос: "зачем?" Почему нам не живется без таких фантомных образований (и насколько они фантомны)?
Если представить, что все дело в компенсации - уравновесить негативный опыт жизни - то легко занять позицию религиозную или околорелигиозную: все эти замещения - от того, что мы не причастны какому-то высшему благу, высшему удовольствию, с которым не сравнится никакое поглощение пищи/курение/реализация прочих маний и привычек.
Благодати, например. Или высшему соответствию с самим собой. Творчеству.

Но здесь ответов уже нет.

23:31 

Прихожу, а у меня тут оформление дневника полетело. Ну, пусть себе летит.

Я понял наконец, чем хотел бы зарабатывать деньги: любой работой с текстами, потому что хоть работа с людьми и стала для меня чем-то привычным, я в последнее время выматываюсь. Не только от общения с покупателями - а, бросив преподавательскую работу и перебившись несколько месяцев репетитором и с помощью прочих подработок, я устроился в магазин чая и кофе - но и от общения с коллегами, о которых здесь не буду распространяться.
Сидел бы себе... где-нибудь и занимался спокойно копирайтингом. Или рерайтингом. Или даже корректурой. В конце концов, может быть, работа с текстами - это единственное дело, которое я могу делать неплохо. Но мои потенциальные работодатели так не думают, и я уже второй день как не дождался ответа от одного интернет-издания, в который посылал тезисы своих статей. Издательства, в которых можно подработать как литературная рабочая сила, тоже молчат. Буду ломиться во все двери, что ж.
А пока допиваю молочный пуэр, заваренный с относительным знанием дела (есть в каждой работе свои преимущества), чтобы отправиться и выспать свои семь часов перед ненавистным утренним подъемом.

01:34 

Кстати вот, да, про шизоидность.
Последнее время тесты (а именно Леонгард-Шмишек) утверждали, что я демонстративная и экзальтированная личность. Что меня несколько удивляло. Сказал об этом брату-психологу, тот ответил, что это все фигня и нужно проходить методику, разработанную им :) Она на основе теста Кеттела, но выдает крайне объемный результат, в том числе и акцентуацию личности; между прочим, на нее брат уже давно получил патент и ее успешно использовали в одном кадровом агентстве (не самом неизвестном в нашем городе).
И там я получился шизоид, да.

18:32 

Меж тем, некоторый промежуток моего молчания был обусловлен поездкой в Карелию. Мы сплавлялись на байдарке - в рамках вполне цивилизованного туристического похода, впрочем - по двум озерам и двум рекам. Около восьми суток для меня не существовало ночи - светлые сумерки, как разбавленные молоком, заполняли все место между закатом и рассветом.
И были птицы - их крики и пение не давали уснуть, и можно было считать эти голоса, доносящиеся извне палатки, и их могло насчитаться десять и больше.
Птица-собака, птица-лягушка. Мелодично курлыкающая ворона. Утка, взлетающая из гнезда со звуками маленького вертолета.
А если уж вышел из палатки - тебя окружает еще и более молчаливая, но оттого не менее прекрасная природа: исполинские красные стволы сосен, низкие ели, камни из-под глади и волн рек. Под ногами листва, хвоя и мох - мягкий лесной ковер. А вода - рыжеватого оттенка у берегов, с которых сыпется сосновая стружка.
Я иногда замирал в совершенном безмыслии: просто сидел на песке озерного берега, просто смотрел вокруг.
А иногда во мне говорили разноголосицей мысли; я думал о богатстве природы, которая без человека лишилась бы осознанного наблюдателя: обычная такая, банальная мысль, но ведь совершенно сводящая с ума: каково животным ощущать не думая?
Для некоторых моих внутренних персонажей это - совершеннейший мрак и ужас.
Но это, конечно, не так.

19:40 

Правила:
1. Всегда постить правила.
2. Ответь на вопросы, которыми тебя осалили, и задай 11 своих.
3. Отметь 11 человек.
4. Проинформируй, что ты их отметил.

Вопросы от Суси-наур:

читать дальше

14:03 

День защиты детей

Диссертация не то чтобы близка к завершению, осталась еще важная часть про Хайдеггера и немного о Деррида, а потом многочисленные правки, но горизонт уже близко.
Большую часть из написанного наконец видел мой научный руководитель. Впечатления от его отзыва - смешанные: вроде совершенно прекрасно, что он оценил это как исследование (то есть радует уже то, что это, по его мнению, не просто бред, написанный на скорую руку больным воображением). И вместе с тем он сказал, что не согласен по двум важнейшим пунктам. Скорее как философ, чем как руководитель. И будет мне оппонировать. Тем не менее, по первому вопросу он предложил убрать тезис, перестроить работу - но как я его уберу, если это один из китов работы? Все же накренится к чертям.
Сам знаю, что тезис спорный. Я пытаюсь вывести содержание философских идей Ницше, в том числе и историко-философских, из его имплицитного учения об истине.
Научный руководитель настаивает, что "главным" вопросом не может быть вопрос об истине. "Главный" вопрос - это вопрос о сущности философского мышления, а значит, нужно гнуть линию про Ницше как представителя "философии жизни" и т.п...
Но я упрям.

Параллельно писал еще одну сказку, но пока остановился: образы есть, нет идеи.
И все-таки, когда завершу ее - или другую, если она не напишется - начну работу над романом.
Нельзя же прожить, так за него и не взявшись? Значит, нужно браться сейчас.
Просто так взять и растянуть привычный формат до романа - это был бы не выход, конечно, но жанр мне хочется оставить прежним. Вероятно, он уйдет в сторону темного фэнтези или стимпанка, но мрачно-сказочная атмосфера должна быть, - и героями пусть будут подростки и дети, да, не один, а например, трое.
И еще больше мрака, но и еще больше настоящего.

12:24 

Давно не писал здесь; а все потому, что писал в других местах - например, ту же сказку. Как будто текст - это тоже ресурс ("нужно больше текста", - из воображаемой компьютерной игры мог бы сказать голос в моей голове), и его нужно восполнять. Я и в реальной жизни могу час-другой изображать из себя общительного человека, но потом зачастую выдыхаюсь (как всякий интроверт?) и становлюсь молчаливым и замкнутым.
Моя неразговорчивость еще и в том выражается, что я обычно не могу произносить монолог дольше минуты (исключение - университетская деятельность): кажется, что я злоупотребляю вниманием окружающих. Поэтому я не умею рассказывать истории. Только письменно. Пресловутый "сторителлинг" для меня пока - чистая теория, хотя и любопытная.

Вспоминаю себя более молодого и понимаю, что вся эта логика восполнения действительно существует: когда человек начинает заниматься именно тем, что дается ему хуже всего. Обе мои работы были завязаны на общении с людьми, например.

У меня даже была безумная гипотеза относительно того, что восполняют философы. У них что-то не так непосредственно с бытием. С фактом их существования. Где-то там, в их бытии, - трещина.
И, вдумываясь в это дальше, думаю, что это не так уж и неправдоподобно.

03:15 

У Фуко Ницше развертывает метафору высоты для критики метафизической "глубины": из восхождения становится видным факт, что глубина есть лишь складка, что все - лишь игра поверхности.
Читая Делеза, замечаю противоположный мотив: Ницше - философ, который "взглядом из глубины" ставит под вопрос метафору высоты, а также и саму поверхность.
При этом Делез ссылается, как на автора, подтверждающего его мысль - на Фуко!

Вы, должно быть, шутите.

Палингенесия

главная