• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:05 

18:06 

Кросспост №3. Каждая кухарка должна уметь стрелять

Что такое зло? Философ Ханна Арендт показала, по следам суда над нацистским преступником Адольфом Эйхманом, что самые заурядные люди оказываются виновниками массовых убийств. Не суперзлодей и не сумрачный гений отвечал за «окончательное решение еврейского вопроса». Обычный карьерист, примерный семьянин, характер, конечно, нордический.

Я вспомнил об этом вчера в совсем неподходящих, вроде бы, условиях. Редакция меня отправила на задание в один разбитый дворик, жильцы которого жалуются на бездорожье, запущенную детскую площадку и прочие беды, являющиеся скорее правилом, чем исключением в наших реалиях. Перед тем, как позвонить встречавшей меня жительнице, сам прошелся по двору: асфальта, конечно, нет, но если сравнить эту беду с той, о которой я писал на прошлой неделе — когда у людей не было в доме отопления всю зиму…

Но не думаю, что скепсис отразился у меня на лице. Невозмутимо я встретил женщину, от которой на несколько метров разило трамвайным хамством и гражданской активностью. С таким же каменным лицом выслушал, в какое болото превращается их двор после дождей и как молодежь (мифическая? реальная?) собирается снять об этой трясине ролик и отправить Путину.

читать дальше

00:11 

волки и слизь
наше зрение разбивается о вещи, как волна — о скалу. но если в каждом камне от времени и действии воды возникают трещины, то и в вещах, вернее, в самой вещности мы то и дело обнаруживаем расселины. они указывают нам на несоответствие предмета самому себе; малейшее изменение освещения, ничтожная смена ракурса указывают нам на это растождествление.
читать дальше

20:02 

Я наконец посмотрел "Братьев Гримм" Терри Гиллиама, хотя должен был это сделать, по идее, давно. Не только из-за режиссера, которого я то сдержанно уважаю (за "Воображариум доктора Парнаса", "Короля-рыбака" и "Двенадцать обезьян" ), то безоговорочно люблю (за "Монти Пайтон", "Бразилию", то, как он вел себя в шоу у Урганта даже). Но и из-за мрачной сказочности, атмосфера которой там должна была воссоздаться как она есть.
И да, ожидания меня не разочаровали.
В сумрачное повествование, местами крайне эстетично снятое, еще и примешали королевскую порцию абсурда, за что Гиллиаму отдельное спасибо, хотя - как бы у него вышло иначе?
На кинопоиске ругают, не замечая мастерского глумления над штампами и тонкой игры на грани фола (Гиллиам будто сдерживается, силясь не превратить высокобюджетный сказочный блокбастер то в жутчайший хоррор, то в балаган). Ну хотя это просто особая эстетика. Мне она близка.

Еще я подсел на сериал "Ганнибал", который для меня довольно быстро кончился, а третий сезон выходит этим летом. На каких-то эпизодах я уже был готов его бросить (да и бросил - пару лет назад где-то на пятой серии), мне казалось избыточным количество смертей и явная причасть к ним Лектера: ну, по фильмам он для меня был не убийцей невинных, которому иногда просто хочется "поиграть", а все-таки человеком чести и строгих нравственных принципов. Как было сказано в этом же сериале, убивающим тех, кто излишне груб, глуп и прочее.
Напрягли и логические несостыковки. Старик вкапывает тяжеленный столб без видимых сообщников и технических средств, юноша нацепляет на себя звериную челюсть и кусает ею с фантастической силой. Коробит дико.
Но своя эстетика есть: трансгрессивная и концептуальная жестокость, обаятельный - несмотря ни на что - гурман, эстет и джентльмен Лектер, ночные кошмары, красота пейзажей... и лес, да, жутчайший лес.

15:55 

У меня есть билет в Петербург в один конец. На 16 июня.
Весело было, когда оказалось, что с кошкой в северную столицу проехать прямым поездом невозможно. Не то чтобы совсем, но... Необъяснимые силы, о которых молчат сотрудники РЖД, скрывают от саратовцев таинственный "вагон №6", который формируется в Астрахани, и билеты в нашем городе оказываются на него недоступны. А это — единственный вагон, где можно ехать с кошкой.
Получилось, что едем через Москву. Причем, кстати, вдвоем: Катя прибудет в Петербург на два дня позже, так что заботы по успокоению животного легли на мои мужские плечи. Это вам не холодильник сверлить (ну, одно из недавних моих брутальных дел).

13:14 

На этот раз будет кросспост из газеты. Так-то у меня выходные, но редакция не отпускает, сегодня вот в преддверие известного праздника попросили что-то о родственниках, которые прошли через войну. Я нашел воспоминания дедушки и совсем немного их обработал.


00:15 

Наверное, это никто не должен был увидеть, но сейчас перечитываю старую тетрадь и нахожу вот такую шизофрению, например.

Черепахи устало склонили головы на пожелтевшие листья орешника. Они не хотели есть. Желудки их были туго набиты кленовым сиропом и яблоками. В лесу уже царил мрак, но морды черепах щекотали отсветы от пламени костра.
Если приложить ухо к сухим стволам берез в эту ночь, услышишь гул из нездешнего места. Дед Севастьян узнал это от собственного деда. Расположился теперь на бревнышке да помешивал варево на огне: задумчиво, медленно.

Прекрасное было время — два года назад. Я позволял себе исписывать целые страницы потоком сознания.

21:36 

Кросспост №2. Со скоростью безмыслия

Никогда не слушал, о чем говорят бабушки на лавочках у подъезда. Да и не повезло с ними: в моем дворе в основном тусят жизнерадостные тинейджеры с пивом и лузгают семечки. Бывает, что и без пива. Их тоже стараюсь не подслушивать: вряд ли это обогатит меня новыми знаниями.

Устоялось, впрочем, такое мнение, что бабули любят давать характеристики обитателям дома. Довольно скороспелые: кто у них наркоман, кто проститутка. Не знаю, как на самом деле протекают диалоги на этих сборищах. Но ясно одно: Интернет давно стал такой вот лавочкой, а мы преждевременно покрылись морщинами и впали в маразм: особенно это видно, когда мы листаем новостные ленты.

Не хочу никого оскорбить. Бабушки у подъезда — это ведь даже в каком-то смысле мило. Но реальность такова, что Интернет воспитывает из нас таких стариков и старушек, и если в век Просвещения говорили, что людям нужно взрослеть, то нам нужно помолодеть. Рассудком, конечно.


21:32 

Кросспост №1. Пластилиновый мир победил

Мне однажды довелось увидеть анкеты фотомоделей. Среди перечисленных достоинств у некоторых из них числилось любопытное слово — «искренность». С расшифровкой, что-то вроде: «могу показать любую эмоцию».

И я понимаю, что эти девочки имели в виду. Взглянем на экран телевизора, на яркие рекламные баннеры: улыбки людей оттуда, как будто им насильно растянули рот, внушают скорее чувство тревоги за несчастных. Не всегда, но бывает. Есть же и те, кто умеет улыбаться на камеру «искренне».

Только к чему это последнее слово? Смеяться, когда кошки на душе скребут, и плакать, когда по-настоящему счастлив, — этой эквилибристике чувств нужно другое название. Умелое притворство? Достоверное вхождение в образ?

В общем, умение быть пластилином в руках фотографа, оператора, режиссера — умение принять ту форму, которая требуется, и сохранять ее. Есть, конечно, и добродетели более высокого порядка: например, быть узнаваемым в любом обличии. Но не о них речь. А о том, что пластилиновые души встречаются чаще, чем пластилиновые тела.

читать дальше

15:06 

Сегодня такая погода, что передо мной встал нетривиальный выбор. Голодные ноги или мокрый желудок. Тьфу, наоборот, конечно. Мокрый желудок или голодные ноги.
Потому как снегопад первую половину дня при плюсовой температуре — это же совершеннейшая мерзость. И сходить за спасительной булкой без жертв не получилось.
Такой вот пустяковый повод для поста; лучше бы, конечно, было написать про концерт "Atlantida project", на котором я был в воскресенье, но вот не складывается. А там, кстати, было прекрасно.

22:55 

Некрологи на звезд очень преклонного возраста, так же как и документальные фильмы о них, журналисты готовят заранее.

Из одной книги по журналистике.

23:46 

Этот дневник у меня для души, а в последнее время о душе думается мало.
С одной стороны — профессиональные дела, все эти взрывы в центре Саратова, "Номер 44", мальчики-аутисты, привязанные к стулу скотчем.
Кстати, вот вам отрывок из саратовских новостей, можете восхититься:

с сайта focusgoroda.ru

И такая дребедень — целый день. Читать новости и смеяться сквозь кровавые слезы.
С другой стороны, дела, связанные с переездом. Тут тоже можно посмеяться, но без трагизма.
Вчера, после долгих работ по облагораживанию квартиры, повесили объявление о сдаче ее в аренду. Мне два человека написали ВКонтакте, еще десять человек позвонили благодаря авито. Но.
Когда вчера выволакивал из квартиры вещи, предназначенные брату и родителям, наткнулся у лифта на соседа, который поинтересовался, не переезжаю ли я и не сдаю ли жилище. А то они с женой и дочкой как раз ищут, куда бы вселиться, потому что "их" хозяйка квартиру продает (прямо над нами, этажом выше).
В общем, сегодня они у нас были и мы договорились, что 1 мая съезжаем, а они въезжают.

А в Питер — 18 июня. Уже меньше, чем через два месяца.

23:13 

Понимаю, что есть люди, которые хороши в публицистике. Адски прекрасны. И надо уже начинать у них учиться.
Когда попытался вспомнить тех, кто пишет в СМИ и так, что мне нравится, пришел на ум колумнист из Газеты.ру, который еще, оказывается, и известный поэт. Дмитрий Воденников.
Впрочем, он и пишет так, как пристало поэту, который умеет сочинять тексты на актуальные темы. То есть он не политолог, например. Но тем и хорош.
Вот два его текста: последний и предпоследний.

Мне, например, нравится то, как он начинает тексты. Например, в посте "про Каренину". Интрига: о чем же все-таки будет речь?

21:19 

Аудио странно вставляется, но, по идее, кликабельно.
Это я читаю на Серебряном дожде стихотворение. Достаточно флегматично. Либо взяли такой вариант из всех мной воспроизведенных, либо я со стороны был куда менее эмоционален.


Cкачать Серебряный Дождь Чехия бесплатно на pleer.com

22:49 

Давно читал "Шутку" и "Книгу смеха и забвения" Кундеры и только с пару недель назад насладился "Невыносимой легкостью бытия". Тут меня проняло: больше, чем теми двумя книгами. Тут и то, что меня интересовало при обучении как философа — автор ссылается на Ницше в своих отступлениях — и то, что меня сейчас интересует из-за журналистской деятельности (вскользь, при размышлениях, которые на газетные полосы не идут). Потому что благодаря политике мир и превращается в ту самую ловушку, о которой пишет Кундера.

В последнее время прочитанное ранжируется у меня как бы по двум шкалам: насколько хорошо написано и моё/не моё.
Например, "Тринадцатая сказка" Сеттерфилд — талантливая книга, но мне не близкая. А "Дом, в котором" Петросян во много крат мне ближе Кундеры, хотя, может, до гениальности Кундеры она и не дотягивает. Но, с другой стороны, это ли не ханжество.

10:57 

Я вообще-то хотел написать о людях, которые употребляют разные слова вроде "дзен", "нирвана" или "дао" в контексте какого-то очень обыденного своего опыта. Ну. например, называют нирваной глубокое удовольствие (когда проще было бы сказать "кайф" ), дзеном - состояние спокойствия, а в последнем случае говорят что-нибудь вроде "у каждого свое дао".
Ужас. Но я вспоминаю еще, как недавно спорил с одним старичком на работе - он прицепился к моей фразе "страсти меняли судьбы" и говорил о том, что судьбу невозможно изменить по определению: слово указывает на то, что человеку предначертано. И он говорил о том, что слова нужно использовать согласно их непосредственным значениям, а я стал гнать телегу про метафорическую природу самого языка. Ну как - телегу гнать мне не давали, но я пытался объяснить: не получилось, когда мне заявили, что атеист никогда не скажет слова "бог".
Так вот. Я бы охотно закончил защиту своей фразы на том признании, что она несколько безвкусна, и это дело именно вкуса - определять, в каком контексте слово звучит или нет.
То же и с дзеном-нирваной-дао: если бы нашелся собеседник, который бы со мной нормально поспорил, мы сошлись бы, возможно, на том, что дело в несовпадении наших вкусов.

Если внезапно переходить на философию, то можно сказать, что это платоническая традиция: доходить до точек в разговоре, чтобы признать эти остановки знанием (скептики, напротив, усмехнулись бы: мы настолько одержимы точками, что у нас получаются сплошные многоточия).

@музыка: Bob Marley - Bad boys

03:29 

Есть обычный огонь, всем известный - он обжигает, дарит тепло и свет. За это он отбирает форму у вещей. Древние называли его "красный огонь".
Но они знали, что существует и другой огонь, и пока женщины оберегали очаг, кормя пламя новыми дровами, пока воины сражались за него, шаманы спускались в самые глубокие пещеры. И там находили черный огонь: он пожирает тепло и свет, но созидает вещи. Мудрецы научились заклинать его. Они хранили черный огонь, чтобы преображаться в животных: рыскать ночными зверями по лесам, добывая пищу для племени. Они исцеляли раны черным огнем, сами обжигаясь им, часто и погибая в этой неравной схватке с неизвестным.
Прошли столетия, пока шаманы не узнали другой правды: есть и третий вид огня, который нельзя ни добыть, ни заклясть, ни увидеть. Это невидимый огонь. Он не разрушает и ничего не забирает, а лишь дарует. Им все создано: с предвечных времен Дракон исторг из себя это пламя, и оно сотворило вещи такими, какие они есть. Но языки пламени еще бушуют, они живы в нас самих: это наши души. И когда мы засыпаем, мы становимся самими собой: исключительно творцами, созидающими новые миры за время, равное щелчку пальца.
Мы невидимое пламя. Нас ограничивает только тело, но когда-нибудь мы покинем и его.

01:17 

Из вчерашнего - звоню в региональный минздрав, прошу прокомментировать предложение Путина о создании сети госаптек.
Отвечают: "Кирилл, это поручение президента, что тут можно комментировать?"

20:01 

если кто-нибудь из киевлян хочет подержать в руках и полистать немецкоязычное издание стихов Тракля, подходите сегодня вечером на #євромайдан
28 ноября 2013


(с) найдено вконтакте

19:53 

В городе запахло весной - вероятно, последней моей саратовской весной.
А я все еще плохо понимаю, как мне ужиться в новых условиях пост-университетской жизни. Почитываю еще издание лекций Мамардашвили ("Очерк современной европейской философии"), кроме того, сочетаю любопытство с внутренней необходимостью занятия гражданской позиции и интересуюсь Кропоткиным. Наивность анархистов мне начинает казаться не столь безнадежной, хотя понимаю, что активничать вдруг стало опасно: то и дело новости об осужденных за экстремизм или измену родине.
У меня прадеда репрессировали - он был священником (кстати, с этой стороны у меня украинские корни), в 39-м (версия отца была "в 42-м", но потом в интернет-списках мы нашли "Григория Щедринова" с другой датой - более правдоподобной, надо сказать) его расстреляли. Изобрести бы машину времени, конечно, да предложить ему махнуться не глядя эпохами: сейчас быть православным более чем нормально. Это не циничная шутка. Леденяще-ужасно то, как все эти идеологические паттерны тасуются, возвращая к жизни все то же преследование инакомыслящих. А мне хочется влиться в "Автономное действие", когда переедем в Питер.
Между прочим, переезд уже через четыре месяца.

Палингенесия

главная